В заповедник с фоторюкзаком
18.02.2013
В заповедник с фоторюкзаком
Текст и фото: Андриан Колотилин
Отправляясь в длительную экспедицию для съемки дикой природы, всегда рассчитываешь только на себя. В списке самого необходимого не только оптика, основная и резервная камеры, но еще много разных приспособлений: навигатор, запасные батареи, карты памяти, одежда, документы, справочная литература, штатив, отверточки, средства для чистки и защиты оптики, ноутбук и еще много всякого разного. Даже тройник или удлинитель надо брать с собой, для того чтобы вечером на каком-нибудь кордоне или прямо в тайге у портативного генератора сразу зарядить все аккумуляторы и одновременно просмотреть или слить на накопитель съемку, не мешая при этом другим людям. А упаковывать все надо компактно, чтобы всю технику - с собой в самолет, а тряпки - в багаж.
Рис.1 Типичный каждодневный набор фотографа дикой природы для работы в заповедниках или экспедициях, который часто приходится носить с собой.
Поэтому с собой я всегда беру два рюкзака – большой фотографический и большой туристический. В одном техника, в другом снаряжение. При перемещении в портах или на вокзалах небольшое расстояние, до полукилометра, такой большой вес можно нести одному. А потом уже переупаковывать, каждый раз меняя состав оборудования в зависимости от конкретной цели или маршрута. Но все равно большой фотографический рюкзак - основа моей транспортной системы.
Однажды на семинаре для фотографов природы, который проводился в магазине “Спорт-марафон” я увидел такой фоторюкзак Pro Elite, размеры которого показались мне идеальными. И вот почему. Огромный экспедиционный Kata BP-502 вмещает все мое оборудование и прекрасно защищает его от внешних воздействий. Но конструкция великана больше напоминает старинный рюкзак “колобок”, называемый еще “смертью туриста”. Большая тяжелая нижняя часть опрокидывает назад, его страшно тяжело носить в труднопроходимых районах. А другие фотосумки не вмещают больших и длинных телеобъективов. Да и вес пустого фоторюкзака 4 килограмма, что отражается на спине и на ценнике авиакомпании при перевесе.
Итак, увидев этот самый фоторюкзак Pro Elite американской компании Clik Elite, веселенького серого цвета и достаточного для размещения телевика объема, я сразу попытался договориться о его использовании в фотосъемке дикой природы.
- Хорошо - согласился Андрей Маслов,- но надо будет честно рассказать о твоем опыте в реальных условиях.
Я собираюсь в небольшой выезд в Приокско-террасный заповедник, где буду снимать стадо зубров. Распаковываю новенький фоторюкзак. Его вес 2,7 кг в неснаряженном состоянии, что уже радует и ощущается в сравнении с моим старым другом.
Рис 2. Все вставочки могут организовывать внутреннее пространство в необходимом для каждого конкретного случая порядке.
Удивительно, но в фоторюкзак поместилось все необходимое оборудование, зарядники, блоки питания, вся та мелочь в виде пультов, колечек, фильтров и штативных площадок струбцинок и зажимчиков, без которых съемка конечно возможна, но менее комфортна.
Загрузился ради чистоты эксперимента по максимуму, как будто собираюсь в Заполярье на месяц.
В верхнем клапане есть немного места для сменной одежды, или туда можно положить такую роскошь, как “мыльно-рыльный” набор или тапочки, так необходимые в поезде.
А вот со штативом пришлось повозиться, прежде чем все удобно закрепилось. Мой бывалый штатив из углепластика специально был выбран четырехсекционным для большей компактности. Я всегда ношу его с собой, даже при тяжелых переходах, потому что без штатива мне невозможно фотографировать растения, жизнь насекомых или делать длительные выдержки при съемке текущей воды. Про телеобъектив и говорить нечего. Так вот, стандартное место под нижние ножки штатива позволяет его надежно зафиксировать. А штативную голову можно прихватить сверху, как бы в натяг.
Это решение удачно, штатив можно быстро отстегнуть и моментально использовать. Это важно, потому что в еще одном моем рюкзаке, Lowepro Rover AW II, штатив отстегивается так неудобно, что иногда заставляет отказаться от съемки (по причине лени, хотя с этим можно и нужно бороться).
Итак, пристегиваем штативную голову. Пристегнулась.
Надеваю рюкзак на плечи. Отличная развесовка, более 20 килограмм хорошо распределились по спине и совсем не тяжело. Попрыгал, как десантник перед прыжком и сзади что-то предательски захлопало. Оказывается, под нагрузкой стропа расслабляется и замок – пряжка уже не держит голову штатива. С этим я разобрался быстро, один раз наладив регулировку и затянув два страховочных узла на стропах.
Рюкзак в сборе.
Продвинутая система лямок, распределяющая вес показалось мне удобной. Есть передняя пряжка, помогающая при дальних переходах. И для чистоты эксперимента я решаю добираться до заповедника на общественном транспорте, на электричке, сельском автобусе и пешком. А перед этим проверю, как защищен фоторюкзак от непогоды.
Молнии качественные, с защитой от брызг и быстрого проникновения пыли или влаги.
Честно говоря, ушки замочков я бы при производстве ставил немного большие, но это проверится за годы эксплуатации во влажном или холодном климате.
В самом его низу упакован защитный мешок. Хорошая защита от влажной почвы и грязи.
Однако, его имеет смысл сделать немного больше, чтобы он закрывал весь рюкзак с прикрепленным к нему штативом, не оставляя влаге или пыли довольно большого окна в верхней части для проникновения.
Для того чтобы с севера Москвы добраться в поселок Данки, что на юге Московской области, мне потребовалось пять часов. В Приокско-террасном заповеднике прошли лучшие месяцы моего детства и юности. Я знаю тут каждую полянку, каждую просеку. Тем не менее, для посещения этого особо охраняемого участка природы надо оформить пропуск, перед съемкой расписаться в журнале по технике безопасности и пройти вводную беседу со специалистами из зубрового питомника, доказать, что ты готов к фотосъемке, будешь соблюдать нормы поведения фотографа природы и посетителя. Ведь зубры находятся на своей территории, являются крупнейшими животными европейских лесов, занесены в международную Красную книгу, а усилиями ученых чудом спасены от вымирания.
Длиннофокусная оптика, которая наряду с обычными стеклами поместилась в рюкзаке, помогла мне сделать кадры не только общего плана, но и рассмотреть детали.
А также увидеть интимные моменты ласки и привязанности могучего быка к своей подруге.
Снимая в зубровом питомнике, я не переносил все оборудование с собой. Положил фоторюкзак в снег, медленно передвигался, подолгу задерживался около разных семейных групп.
А следующий день решил посвятить пешим прогулкам по лесу, получив на это разрешение от охраны заповедника, а заодно, по их просьбе очистить от намерзшей ледяной шапки несколько стогов с сеном в лесу. Так оленям и косулям будет легче пережить снежную зиму. Так, в дополнение к фототехнике в боковом кармане появился еще и топор.
Путешествовать по снежной целине в поисках следов кормящихся куропаток с рюкзаком было непросто, но все же можно. А для того, чтобы одна из камер всегда была под рукой, я положил ее в верхнюю часть, откуда ее можно быстро и оперативно достать.
За день с полной выкладкой по полям и лесным тропинкам было пройдено километров шесть.
Немного. Но если учесть, что я никуда не спешил, медленно наблюдал за природой, делал намеченные фотографии и не очень устал – это хороший результат. И достигнут он именно хорошей развесовкой, относительно компактными размерам и тем, что у фоторюкзака нет выступающих частей, веревок и строп, которые могут цепляться за ветки и стволы.
На 40-м кордоне, знаковом для многих поколений натуралистов месте, я нашел кров, тепло и электричество. Тут и пригодились зарядные устройства, можно было напитать энергией изрядно подсевшие за два зимних дня батареи камер.
Утром я собрал оборудование и отправился дальше по заповеднику. Но это уже другая история.
Текст и фото: Андриан Колотилин
Комментарии
Где сдать какой-нить экзамен и получить бумажку какого-нить "общественного натуралиста"? )))))